О Фонде | Научно-исследовательская деятельность | Издательская деятельность | Мероприятия | СМИ о Фонде | Контакты
28 декабря 2018
18 декабря 2018
15 декабря 2018
19 ноября 2018
12 ноября 2018
14 января 2019
14 января 2019
11 января 2019
11 января 2019
11 января 2019
Материалы и публикации о безопасности
Военная политика Российской Федерации о роли и месте военной силы в обеспечении военной безопасности в условиях глобализации
Генерал-лейтенант в отставке
Опубликован в "Вестнике Академии военных наук" № 1 - 2008 г.

    Российская Федерация соизмеряет свою военную политику с реалиями текущих мировых процессов.  Выработка военной политики новой России осуществлялась в изменившихся условиях. Были преодолены антагонистические идеологические противоречия, характерные для десятилетий «холодной войны», произошел распад мировой системы социализма и прекратилось противостояние двух систем – капиталистической и социалистической. Кроме того, лидер «Восточного блока» – СССР, а также несколько других государств этого блока подверглись дезинтеграции, что повлекло возникновение новых противоречий между вновь образованными странами и внутри них, которые в отдельных случаях породили даже вооруженные конфликты. Широкое распространение получили операции по принуждению к миру воюющих сторон, осуществляемые международным сообществом (с санкции Совета безопасности ООН) и военно-политическим союзом НАТО (без санкции этого Совета). Все эти процессы сопровождали переход от одной эпохи к другой.
    Значительное влияние оказала неопределенность дальнейшего развития ситуации в мире. В геополитическом плане, в условиях ускоряющейся глобализации, наметилось противоборство двух главных тенденций. С одной стороны – стремление Запада упрочить однополярный мир при единоличном лидерстве США и повышении роли НАТО, а с другой – приверженность ряда стран идее формирования многополюсного мира, базирующегося на сохранении ведущей роли ООН и развитии региональных систем безопасности.
    Несмотря на трудности в экономике, социальной и других сферах, в государстве и обществе сохранилось понимание того, что в современном мире  с присущими ему противоречиями и угрозами национальной безопасности без наличия современных вооруженных сил возрождение Российской Федерации невозможно. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отмечалось, что «современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные же угрозы. У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах. Должны при любых  сценариях гарантировать безопасность и территориальную целостность России».
    Исходя из этого, основные требования к осуществлению военной политики Российской Федерации по обеспечению военной безопасности будут состоять в следующем:
    - предотвращение войн и вооруженных конфликтов;
    - сдерживание, в том числе ядерное, как основной фактор предотвращения агрессии против России и ее союзников;
    - партнерство – равноправное, взаимовыгодное, добрососедское – в деле обеспечения безопасности со всеми государствами, действующими в рамках Устава ООН;
    - оборонительная направленность деятельности по обеспечению безопасности и национальных интересов;
    - приоритет политических и других невоенных средств в предотвращении войн и вооруженных конфликтов;
    - нераспространение оружия массового уничтожения, ограничение вооружений и разоружение на началах взаимности и одинаковой безопасности;
    - соответствие параметров военной организации задачам по нейтрализации военных угроз и возможностям государства;
    -  консолидация сил, средств и ресурсов в рамках оптимальной, сбалансированной военной организации;
    - комплексирование задач обороны и безопасности, рациональное использование потенциала всех компонентов военной организации.
    Основной формой действия военной силы является вооруженное насилие. Основным ее инструментом выступают вооруженные силы.
    До 50–60-х годов ХХ столетия господствовали представления об эффективности прямого применения военной силы, во-первых, при разрешении межгосударственных противоречий (вооруженная агрессия, война, вооруженный конфликт, партизанская борьба), во-вторых, при внутриполитических столкновениях (военный переворот, вооруженное восстание или мятеж, массовые репрессии, вооруженный террор).
    Главной целью подобного применения военной силы было достижение победы одной из сторон. Переговоры между противоборствующими сторонами, если и велись, то выполняли функцию дополнительного элемента в силовой борьбе.
    Каждая сторона, основываясь на собственных ценностях, интересах, намерениях, позициях, ориентировалась на разгром и полную капитуляцию, низвержение другой стороны. Субъекты оценивали друг друга исключительно как врагов, не как возможных партнеров. В ходу были различные формы шантажа, открытых и скрытых манипуляций, угроз и видов давления. В таких условиях и речи не могло идти об атмосфере открытости, честности, доверия.
    При данных обстоятельствах достижение компромисса между конфликтующими сторонами невозможно, даже само это понятие воспринимается ими негативно. Высшей добродетелью считается бескомпромиссность.
    Надо признать, что в ряде случаев прямое применение военной силы может быть эффективной и оправданной мерой, – например, когда необходимо остановить агрессию. Но как метод разрешения конфликтов, возникающих на официальных и неофициальных уровнях, эта мера малопродуктивна, а зачастую вредна и опасна, в том числе и для той стороны, которая военную силу применяет.
    Особенностью развития системы международных отношений в 70–80-х годах ХХ столетия явилось то, что, с одной стороны, значительно возросли возможности и разрушительный характер оружия, с другой стороны, снизилась возможность его применения для достижения политических целей. На смену открытому применению военной силы пришли различные формы непрямого и скрытого силового воздействия на вероятного противника.
    К непрямым формам можно отнести различные проявления демонстрации военной силы, в частности, военные и военно-морские маневры в непосредственной близости от границ государства-оппонента, разжигание милитаристских кампаний в средствах массовой информации и пр.
    Скрытое силовое воздействие может осуществляться в следующих формах: продажа, передача, поставка оружия за рубеж, хранение его на территории других государств; оказание помощи другим странам в подготовке личного состава силовых ведомств, вооруженных сил, в разработке военных программ и доктрин, в том числе через услуги военных специалистов; строительство или оказание помощи в строительстве предприятий военного назначения, в развитии инфраструктуры военного характера; продажа и передача военных технологий, проведение совместных исследований в военной и смежных с нею областях.
    В целом в межгосударственных отношениях военная сила применяется властью конкретного государства или коалиции против другого государства или противостоящего союза государств. Официальная власть создает, развивает военную силу, определяет ее характер, структуру, содержание, функции и задачи, механизм и порядок ее обеспечения, использования и в необходимых случаях привлекает таковую для разрешения своих проблем.
    При этом военная сила выступает подчиненной стороной, она призвана защищать власть, создавать условия для ее нормального функционирования, а также способствовать ее упрочению и даже расширению сферы ее влияния специфическими средствами – возможностью или непосредственным применением вооруженного насилия.
    Военная сила, будучи средством политики, в определенных обстоятельствах  может выступать и специфическим субъектом политики.
    Несколько иная ситуация складывается во внутригосударственных конфликтах. Исторический анализ показывает, что существует несколько вариантов использования официальной властью военной силы в случаях, когда конфронтация между государством и институтами гражданского общества достигает высшей фазы.
    Некоторые варианты участия военной силы во внутренних конфликтах можно назвать нецивилизованными, если при их использовании прерывается мирная жизнь граждан.
    В настоящее время все громче заявляет о себе иной, цивилизованный вариант, который характерен для общественных систем с развитыми формами правового государства и демократического гражданского общества, – это гражданский контроль. Государство в данном случае не имеет монополии на применение военной силы, а последняя ориентируется на защиту жизненных интересов не только властных структур, но и всех граждан, их объединений и организаций. Создается развитая система контроля за военной силой со стороны как политической власти, так и общественности, в том числе и международной. Сама военная сила функционирует,  не выходя за рамки правового пространства.
    В то же время, как показывает история, и в условиях развитого демократического общества при наличии совершенной системы гражданского контроля за силовыми структурами порой складываются чрезвычайные обстоятельства, требующие от власти оперативного вмешательства с ограниченным использованием военной силы. Главное отличие цивилизованного варианта состоит в том, что в обществе должна действовать четкая система нормативно-правовых актов, регулирующих условия, механизмы и порядок применения силы, основанная на сложившихся принципах международного военного права.
    В последнее десятилетие ХХ в. после завершения холодной войны некоторые политические деятели поспешили провозгласить мир без насилия, заговорили о «конце истории» вследствие распада прежней структуры международных отношений. Однако реальная действительность быстро опровергла эти идеи. Биполярная модель мира, сформировавшаяся в исторически короткий срок, претерпела глубокие преобразования. Возникли новые центры силы. Международные отношения обрели глубокий динамизм, неустойчивость, противоречивость, сложность, непредсказуемость. На смену идеолого-политическому противостоянию пришли новые угрозы как международной, так и внутриполитической стабильности и безопасности, порожденные этнорелигиозными различиями, культурно-цивилизационными особенностями народов современного мира.
    Многочисленные этнические и межконфессиональные конфликты вызвали к жизни специфическую трансформацию применения военной силы – миротворчество. Это новое явление военной политики и военного искусства одновременно.
    Военная сила в нынешних условиях используется в иных формах, чем в условиях войны. К ним можно отнести следующие операции: по установлению, поддержанию мира, а порой и элементарного порядка, наконец, принуждение к миру как форма прямого вооруженного вмешательства; по борьбе с международным терроризмом, наркобизнесом, контрабандой и иными формами организованной преступности; по обнаружению, разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований, по охране от преступных посягательств на нормальное функционирование основных транспортных артерий и продуктопроводов; по эвакуации населения из «горячих» районов; по оказанию гуманитарной помощи государствам, народам в зонах конфликтов и стихийных бедствий; по контролю (в том числе за оружием), по разграничению конфликтующих сторон и достижению политического урегулирования; по оказанию военной помощи дружественным суверенным государствам в охране границ.
    Разумеется, наряду с военной силой в этих мероприятиях активно используется весь арсенал дипломатических, экономических, гуманитарных и иных средств.
    Особо следует подчеркнуть тот факт, что миротворчество требует надежной международной правовой базы, высокой моральной авторитетности политического субъекта, под эгидой которого оно осуществляется. В противном случае оно может легко превратиться в завуалированную форму прямого вооруженного вмешательства во внутренние дела суверенного государства.
    Миротворческие операции, предполагающие вмешательство военной силы во внутренние дела суверенного государства, вне всякого сомнения, должны осуществляться с санкции универсальной международной организации, такой, как ООН. Ни  НАТО, ни ЕС на такую роль претендовать не могут.
    Роль и значение военной силы в разрешении кризисных ситуаций и обеспечении военной безопасности страны могут проявляться в полном объеме лишь тогда, когда государство и его военная организация обладают достаточной военной мощью.
    Наличие фактов негосударственных (антиконституционных) форм применения военной силы (в вооруженном сепаратизме, терроризме и др.) свидетельствует об утрате государством монополии на обеспечение своих интересов с помощью военной мощи.
    Государство по целому ряду критериев (постановка политических, стратегических целей и задач вооруженным силам, утверждение идеологии их развития, строительства и применения) сохраняет первостепенную роль в планировании применения военной мощи. По этой причине оно является основой, главным субъектом стратегической (глобальной) или региональной стабильности.
    Роль и место военной силы в урегулировании кризисной ситуации и обеспечении военной безопасности во многом будут определяться условиями возникновения и развития, фазами конфликта.
    На фазе зарождения, мирного развития кризисной ситуации роль и место военной силы проявляются в основном в виде фактора сдерживания от применения противодействующей стороной военной силы или проведения военно-силовых акций.
    На фазе обострения кризисной ситуации, когда в основном исчерпаны все возможности невоенных мер, может быть непосредственное и прямое применение военной силы. При этом вооруженные силы должны выбирать и осуществлять такие формы и способы действий, которые в создавшейся обстановке наиболее эффективны.
    Роль и место военной силы в разрешении кризисных ситуаций и обеспечении военной безопасности России проявляются в процессе выполнения соответствующих задач. Основными из таких задач применения военной силы могут быть предотвращение, сдерживание и ликвидация (урегулирование, разрешение) кризисной ситуации.
    Предотвращение попыток силового давления на Российскую Федерацию со стороны любого государства или коалиции государств, особенно в условиях кризисных ситуаций, осуществляется путем демонстрации решимости применения военной силы.
    Сдерживание заключается в политическом и морально-психологическом воздействии на противника путем демонстрации силы (устрашения силой). Главное предназначение потенциала сдерживания состоит в предупреждении и пресечении попыток государств (коалиции государств) разрешить с помощью военной силы противоречия с Россией и ее союзниками. Решительная позиция России должна заставить противную сторону отказаться от применения военной силы или от проведения акций военно-силового давления из-за неотвратимости получения в соответствующем случае мощного ответного удара.
    Ликвидация кризисной обстановки на стадии ее критического развития достигается путем активного и решительного применения военной силы.
    В современных условиях применение военной силы для ликвидации кризисных ситуаций большинством стран мира воспринимается негативно. Поэтому, отдавая приоритет в разрешении кризисных ситуаций невоенным мерам, Российская Федерация вместе с тем обладает правом на использование в кризисных ситуациях военной силы, применяя ее как крайнее средство.
    Решение о применении военной силы для урегулирования кризисов и обеспечения военной безопасности базируется: на всестороннем учете условий возникновения кризисных ситуаций и прогнозируемых уровней интенсивности вооруженных конфликтов; на политических целевых установках, реализованных в политическом решении о пресечении (нейтрализации) конфликта; на учете экономических и мобилизационных возможностей страны,  оценке состояния и условий организации управления и обеспечения войск (сил) в ходе выполнения поставленных задач, оценке существующих форм применения войск (сил) и др.
    Российская Федерация, как подчеркнуто в Военной доктрине, рассматривает обеспечение военной безопасности страны в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
    В этой сфере предпочтение отдается политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз на региональном и глобальном уровнях. В то же время важнейшим принципом обеспечения военной безопасности остается достаточность сил, средств и ресурсов для нормального функционирования военной организации. Названный принцип применяется на основе твердого централизованного руководства в сочетании с гражданским контролем.
    Российская военная сила четко нацелена на ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран. В мирное время она призвана решать комплекс взаимосвязанных задач по обеспечению военной безопасности страны. В угрожаемый период будет делаться все необходимое для организации и скоординированного ведения дипломатической, экономической, информационной и других видов борьбы, в том числе и вооруженной.
    Несмотря на то, что в настоящее время вероятность развязывания крупномасштабных войн в ближайшей перспективе снизилась, события в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливане, на Северном Кавказе и в Центральной Азии наглядно показали, что локальные войны и вооруженные конфликты в современном мире – объективная реальность. Причем возможность их эскалации не только сохранилась, но и расширилась.
    Таким образом, военная безопасность нашей страны обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении средств. В этой совокупности средств особое место занимает военная сила, которая была и остается одним из важнейших инструментов военной политики.
    Мировой опыт свидетельствует о том, что военная сила является самым решительным средством на службе как внешней, так и внутренней политики государства.
    Военная сила – это средство политики государств, их союзов, а также социальных групп или организаций, характеризующее степень и интенсивность реального воздействия собственной военной мощи на иных субъектов общественной жизни, систему внутри- и межгосударственных отношений в целях реализации собственных интересов.
    В настоящее время как в мировом сообществе, так и в нашей стране широко обсуждается вопрос о влиянии глобализации на обеспечение военной безопасности.
    Проблемы глобализации ныне рассматриваются на самых различных конференциях и симпозиумах, во многих солидных трудах и множестве публикаций в периодической печати и в интернете. И все же, как представляется, изучение темы глобализации находится на начальной стадии. Особенно малоизученной остается проблема влияния процессов, прежде всего экономической и политической глобализации, на военную политику и военную стратегию государств, на региональную и глобальную безопасность.
    Объективный характер глобализации признается не только независимыми аналитиками, но и на государственном уровне, однако единого отношения к степени и характеру вовлечения России в ее процессы не сформировалось. Аргументы противников  активности России в этом направлении сводятся к тому, что чрезмерная глобализация ведет к потере государствами суверенитета и на деле означает усиление влияния США и других ведущих стран Запада в мире.
    Вместе с тем существует понимание того, что создание равных для России условий конкуренции возможно лишь при активном ее участии в этих процессах. Отсюда стремление к расширению сотрудничества России в рамках «восьмерки», ЕС, АТЭС, ШОС и других международных организаций, дипломатические усилия по завершению процесса вступления в ВТО и т. д. Все это предполагает упрочение взаимодействия с другими государствами и их союзами также и в военной сфере. Прежде всего это касается вопросов обеспечения мира и стабильности на принципах международного права с учетом собственных национальных интересов.
    Для обеспечения безопасности России в условиях глобализации особую важность приобретает ее тесное сотрудничество с самыми разными государствами и негосударственными организациями в целях снижения всевозможных рисков и принятия необходимых мер для предотвращения или урегулирования военных конфликтов. Для сглаживания региональных противоречий необходимо стремиться к углублению сотрудничества со странами Европейского Союза, Индией, Китаем и США в рамках ООН, ОБСЕ, ШОС и других международных организаций. Президент Российской Федерации В.В.Путин,  выступая в феврале 2007 года на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, отметил: «И здесь надо отталкиваться от поиска разумного баланса между интересами всех субъектов международного общения» На постсоветском пространстве безусловно приоритетной является деятельность ОДКБ.
    Активное сотрудничество России с соседями на Западе, Юге и Востоке в рамках региональных систем безопасности будет в большей степени соответствовать зафиксированному во внешнеполитической концепции России принципу разновекторности ее внешней политики.
    Многие политологи и военные эксперты, особенно на Западе, в настоящее время говорят о факторе угрозы международного терроризма для многих государств Евразии, как, о преобладающем и даже единственном. Следуют советы перестраивать под задачи борьбы с данной угрозой военные структуры государств. Надо ли следовать этим рекомендациям? Прислушиваться к ним надо. Происходящие в мире и в России события подтверждают опасность международного терроризма и необходимость ориентировать военную организацию на борьбу с ним в настоящее время и в ближайшей перспективе. Но одновременно анализ военно-политической обстановки в целом дает основание сделать и другой вывод: проблемы безопасности решаются не только борьбой с международным терроризмом. Особенно, если принять во внимание источники угроз и опасностей.
    В условиях становления многополярного мира, к которому стремится большая часть человечества, не исключается жесткое соперничество между полюсами силы за все сокращающиеся жизнеобеспечивающие ресурсы планеты. США и их союзники уже приступили к созданию плацдармов для этой борьбы в глобальном масштабе. Готовятся к такой борьбе и другие государства и коалиции государств. Направленность дальнейшей эволюции НАТО и векторы распространения  военной мощи этого союза являются провоцирующим фактором, снижающим уровень взаимного доверия, «а сам процесс натовского расширения не имеет никакого отношения… к обеспечению безопасности в Европе» - подчеркнул  Президент Российской Федерации В.В.Путин  на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Поэтому задачи военного строительства России на более отдаленную перспективу в стратегическом плане не могут не учитывать этих и других реалий.
    Происходящие в российском обществе негативные финансово-экономические, социально-демографические, культурно-образовательные, информационные и другие процессы вынуждают постепенно увеличивать число контрактников среди военнослужащих. Усложненные системы вооружения предъявляют повышенные требования к образовательному уровню и профессиональной подготовке военнослужащих. Комплексный подход к применению всех средств и способов противоборства требует умелого сочетания вооруженного насилия с невоенными методами для достижения  политических целей. Все это ставит на повестку дня вопрос об универсализации подготовки командных кадров, повышении привлекательности военной службы, существенного улучшения условий ее прохождения, включая духовные, социально-правовые и материально-бытовые факторы.
    В заключении следует отметить, что решение вопросов военной политики по обеспечению военной безопасности в рамках национальной безопасности Российской Федерации должно основываться на тщательном анализе происходящих на международной арене событий с учетом новых исторических условий, а также путем выявления основных факторов, тенденций, законов и закономерностей их развития. Для качественного решения этой важной научной проблемы необходимо, в первую очередь, разработать методический аппарат и на его базе определить движущие силы и основные противоречия глобализации, стоящие за ними субъекты, способы и формы разрешения этих противоречий, а также роль военной силы при их разрешении. Только на основе таких исследований можно разработать рекомендации по формированию военной политики государства, совершенствованию систем национальной, региональной и глобальной безопасности, а также по направленности военного строительства, развитию Вооруженных Сил в отдаленной перспективе.
    Это и является главным смыслом, сутью национальной безопасности любого государства, любого общества.
105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru