О Фонде | Материалы и публикации о безопасности | Мероприятия | СМИ о Фонде | Отчёты | Контакты
25 июля 2022
15 апреля 2022
30 марта 2022
15 октября 2021
6 сентября 2021
10 октября 2019
10 октября 2019
10 октября 2019
9 октября 2019
9 октября 2019
Материалы и публикации о безопасности
Гражданская оборона как подсистема национальной обороны в современных условиях
Сулима Тимофей
Политика и война в постбиполярном мире: Материалы круглого стола. Власть. № 4 2011 г. Общенациональный научно-политический журнал.
Проблемы, вынесенные на обсуждение в рамках тематики круглого стола, име¬ют крайне важное и актуальное значение.
Дело в том, что за последние десятилетия коренным образом изменились взгляды на возможный характер военных конфликтов, как то:
влияние на все сферы жизнедеятельности людей;
коалиционный характер;
широкое использование неконтактных способов дальнего огневого и
электронного поражения;
активное информационное противоборство;
дезорганизация систем государственного и военного управления;
применение высокоэффективных систем вооружения и военной техники, прежде всего, высокоточного оружия;
широкое использование космических систем вооружения и навигации;
поражение объектов тыла и инфраструктуры на всей территории каждой из
противоборствующих сторон;
катастрофические последствия разрушения потенциально опасных объектов.
Анализ развития военно-политической обстановки в мире свидетельствует, что в современных условиях наиболее вероятным характером войн и вооруженных конфликтов в XXI веке могут быть:
если угроза будет исходить от деструктивных сил внутри государства (незаконные вооруженные формирования), то военные действия, вероятно, примут характер отдельных вооруженных столкновений (сражений, боев) и партизанских (диверсионных) действий;
если потенциальным противником становится одна из развивающихся стран, обладающая боевым потенциалом вооружений «вчерашнего» или «сегодняшнего» дня, то характер военных действий, скорее всего, будет соответствовать существующим в настоящее время взглядам на их ведение;
при войне с развитыми странами, в вооружении которых будут преобладать модернизированные и перспективные образцы вооружения, военной и специальной техники, характер военных действий претерпит существенные изменения, как по форме, так и по содержанию.
Необходимо отметить, что акценты в вооруженной борьбе в настоящее время и в ближайшей перспективе будут смещаться от крупномасштабных войн к локальным войнам и вооруженным конфликтам. Это обусловлено, прежде всего, осознанием политическими лидерами ядерных держав бесперспективности использования в военных конфликтах ядерного оружия (вследствие катастрофических последствий его применения для всех), а также возможностью достижения поставленных политических целей путем политического, экономического, информационного давления, подрывных действий с последующим развязыванием вооруженных конфликтов или локальных войн, т.е. относительно малой кровью.
Локальные вооруженные конфликты могут возникать быстро, развиваться стремительно, без объявления войны, без какого-либо «угрожаемого периода», необходимого для проведения мобилизационных мероприя¬тий. В этих условиях способность органов и сил гражданской обороны действовать без про¬медления становится решающим условием выполнения задач по за¬щите населения и объектов инфраструктуры.
Характер вооруженных конфликтов в Южной Осетии, Ираке, Югославии, Афганистане и других странах мира свидетельствует, что значительное количество средств пораже¬ния используется для нанесения ударов по объектам тыла. В результате этого на территориях воюющих стран возникают многочисленные очаги поражения, способствующие возникнове¬нию гуманитарных катастроф для мирного населения. Для оказания помощи населению в условиях гуманитарного кризиса необходимы силы быстрого реагирования, готовые к опера¬тивному выполнению задач в любом районе возникновения вооруженного конфликта.
Всё это вызывает необходимость уточнения и корректировки некоторых положений в области организации и ведения гражданской обороны в современных условиях.
В настоящей статье предлагается взгляд на проблемы гражданской обороны применительно к условиям локальных войн, на примере опыта вооруженных конфликтов в Югославии, Афганистане, Ираке, Южной Осе-тии.
Чем особенно характерны эти конфликты? Прежде всего, избирательным поражени¬ем наиболее жизненно важных ключевых объектов экономики и инфраструктуры, жестоко¬стью и антигуманными действиями по отношению к гражданскому населению, что наиболее наглядно было видно в ходе Юго-Осетинского конфликта. Характерным является также то, что агрессор абсолютно пренебрегает нормами международного гуманитарного права о за¬щите жертв войны. Боевые действия начинаются внезапно, вероломно, без объявления вой¬ны. Интересно проследить особенности боевых действий в упомянутых выше конфликтах.
В Югославии в боевых действиях участвовало 1100 боевых самолетов, 1500 вертолетов, 71 корабль. Борьба носила, в основном, воздушный характер. Отмечалось стремление к дезорганизации системы государственного управления, к нарушению систем жизнеобеспе¬чения населения.
В Афганистане было задействовано 20 боевых кораблей, 100 боевых самолетов, си¬лы специальных операций. Вооруженная борьба носила наземный и воздушный характер с широким применением сил специальных операций.
В Ираке со стороны сил коалиции участвовало 20 боевых кораблей, 360 крылатых ракет морского базирования, 130 боевых самолетов. Борьба носила воздушно-наземный характер, широко использовались непрямые, неконтактные способы действий.
В Южной Осетии нападение осуществлялось, в основном, наземными средствами. Основными целями для применения огневых средств являлись объекты инфраструктуры.
Особо следует отметить в большинстве конфликтов - массированное применение вы¬сокоточного оружия.
Широкий диапазон по дальности и боевому назначению высокоточного оружия предопределяет масштабное его применение для поражения не только военных, но и граждан¬ских объектов.
Высокую эффективность многие образцы высокоточного оружия показали в локаль¬ных войнах на Ближнем Востоке, в Югославии и Афганистане.
В настоящее время существенно увеличена поражающая мощь оружия с нетрадиционными поражающими свойствами: графитовых авиабомб и сверхвысокочастотных (СВЧ) боеприпасов. Эффективный радиус поражения этих средств составляет 200-500 метров, в то время как боеголовки в обычном снаряжении имеют радиус поражения 50-100 метров. При¬менение в Югославии графитовых авиабомб, создающих объемное облако ультратонких уг¬леводородных волокон, вызвало многочисленные короткие замыкания в электросетях. Это на 70% снизило поставки электроэнергии в крупные города и населенные пункты и создало условия для возникновения гуманитарной катастрофы, что вынудило руководство страны принять ультиматум НАТО.
В 2003 г. в Ираке впервые было применено СВЧ-оружие, способное создавать направленный электромагнитный импульс. Удары таких боеприпасов парализовали работу ин¬формационно-управляющих систем этой страны, включая иракское телевидение. Потенци¬ально уязвимы от воздействия электромагнитного импульса все компьютеры, используемые в системах обработки данных и отображения информации, системах промышленного кон¬троля, включая системы управления авиационным, автомобильным и железнодорожным транспортом, а также электроснабжением.
Таким образом, в современных войнах основными целями для нанесения ударов с по¬мощью ВТО могут явиться критически важные предприятия промышленности, энергетики и транспорта. Разрушение радиационно-опасных, химически-опасных и пожаро- взрыво- опас¬ных объектов может создать масштабные зоны поражения для населения, а разрушение объ¬ектов энергетики, транспорта и жизнеобеспечения может привести к крупным гуманитарным катастрофам.
События в Южной Осетии в ходе вооруженного конфликта с Грузией также показали, что военные действия в современных условиях неизбежно приводят к гуманитарным ката¬строфам или каскадным масштабным чрезвычайным ситуациям. Характерными чертами та¬ких катастроф являются:
возникновение стихийных потоков беженцев;
острая нехватка средств жизнеобеспечения населения;
крайне напряженная социально-психологическая обстановка;
дезорганизация процессов управления.
Проявление этих негативных факторов усугубляется в том случае, если на недостаточном уровне готовности находится система гражданской обороны.
Это особенно проявилось в Южной Осетии. В Республике практически отсутствовали основные элементы гражданской обороны. Не были созданы запасы материально-технических, продовольственных и иных ресурсов, фонд защитных сооружений оказался не готов к приему укрываемых. Не были созданы эвакуа¬ционные органы и не разработаны соответствующие эвакуационные мероприятия. Не была Сформирована группировка сил гражданской обороны. Поэтому в таких условиях основная нагрузка по решению задач гражданской обороны в зоне конфликта была возложена на МЧС России, что потребовало привлечения значительных людских, финансовых и материальных ресурсов.
Каким образом особенности современных войн отражаются на характере гражданской обороны? Чем она отличается от той гражданской обороны, которая строилась многие десятилетия применительно к ракетно-ядерной мировой войне? Если говорить о ее общем облике, то можно выделить следующие основные черты.
Прежде всего, организация и ведение гражданской обороны будет и впредь являться одной из важнейших функций государства, ее роль и значение в обеспечении национальной обороны и националь¬ной безопасности страны будет возрастать.
Гражданская оборона будет строиться в общем комплексе государственных мероприятий, направленных на повышение обороноспособности страны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В обязательном порядке должно предусматриваться инновационное развитие методов и способов защиты населения и критически важных объектов, включая создание новых типов убежищ, новых средств индивидуальной защиты.
Высокая вероятность возникновения войн регионального и локального характера определяет необходимость усиления территориальных звеньев гражданской обороны, расширение их возможностей и повышение инициативы и самостоятельности при принятии своевременных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также по созданию необходимых резервов материальных и финансовых средств для преодоления гу¬манитарных катастроф.
Всё это повышает роль и значимость органов государственного надзора и контроля при оценке состояния готовности гражданской обороны. Для их успешного функционирования необходимо завершить работу по подготовке и принятию Государственной Думой Федерального закона «Техниче¬ский регламент «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону».
И еще одно крайне важное обстоятельство, о котором необходимо сказать, оценивая современные условия и факторы, влияющие на развитие гражданской обороны. Основные элементы гражданской обороны, как и Вооруженные Силы России, должны находить¬ся в постоянной готовности к немедленным действиям в случае возникновения реальных угроз. Это обусловлено следующими факторами.
Во-первых, в настоящее время на гражданскую оборону в законодательном порядке возложены обязанности по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей не только в военное, но и в мирное время на случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Во-вторых, как показал опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий, они, как правило, возникают внезапно, ведутся без объявления войны. Следовательно, как уже говорилось выше, силы и средства гражданской обороны должны быть задействованы неза-медлительно. Их состав и структура должны обеспечивать способность к быстрому реагированию.
Состояние постоянной готовности означает, что органы управления должны быть готовы оперативно действовать в любых условиях обстановки, необходимо иметь достаточ¬ный фонд заблаговременно подготовленных средств защиты и первоочередного жизнеобес¬печения и должна быть создана научно обоснованная группировка сил постоянной готовности и т.д.
Существенным образом отразятся особенности вооруженных конфликтов с применением высокоточного оружия на характере, способах и методах решения основных задач гражданской обороны.
Если говорить об оповещении и информировании населения, то следует отметить две характерные особенности решения этой задачи.
Во-первых, существенно возрастает роль организации и бесперебойной работы региональных и местных систем оповещения. Они должны быть способны, исходя из сложив¬шихся условий, возникших опасностей, в кратчайшие сроки не только оповестить людей, но и проинформировать о порядке их действий. В настоящее время не все местные системы прошли модернизацию и реконструкцию. Особенно беспокоит вопрос оповещения в сель¬ских населенных пунктах в связи с резким сокращением проводных линий связи.
Во-вторых, необходимо дальше развивать системы информирования в местах массо¬вого пребывания людей. В настоящее время идет довольно успешная работа по созданию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), однако на перспективу следует расширять ее возможности, особенно в потенци¬ально опасных районах. В этих целях целесообразно использовать возможности операторов мобильной связи. Подобный опыт был осуществлен в Хакасии в ходе работ по преодолению последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС: операторы мобильной связи отправили всем своим абонентам SMS-сообщения «не поддаваться панике». Это способствовало стабилиза¬ции обстановки в регионе.
В-третьих, не ускоряется процесс создания локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах. Между тем, именно эти объекты могут быть поражены в первую очередь.
Технический прогресс, развитие сетей мобильной связи, использование космических средств создают все предпосылки для инновационного пути совершенствования систем опо¬вещения гражданской обороны.
Назрело время внесения корректив в области инженерной защиты населения:
разработка технических регламентов;
уточнение зон поражения и опасностей;
разработка и внедрение способов и средств комплексной маскировки;
разработка и внедрение новых типов защитных сооружений;
более рациональное использование для укрытия населения подземного пространства городов и населенных пунктов.
Требуется уточнить нормы инженерно-технических мероприятий гражданской обороны с учетом опыта локальных войн с применением высокоточного оружия. В частности необходимо организовать работу по оценке возможности использования существующих ви¬дов и средств комплексной маскировки для нужд гражданской обороны и, в первую очередь, для защиты стратегически важных объектов. Требуются коррективы в части повышения фи¬зической стойкости наиболее важных элементов производства к воздействию поражающих факторов высокоточного оружия.
Есть над чем задуматься при проведении зонирование тер¬риторий по степени опасности и зонам поражения. Недавние трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС показали насколько жизненно важно сохранить деятельность ключе¬вых объектов экономики.
Актуальной становится задача по разработке и внедрению в практику строительства новых типов защитных сооружений. Как известно, существующие убежища и укрытия возводились, исходя из особенностей ракетно-ядерной войны и с учетом проведения массовых эвакуационных мероприятий из всех крупных городов. Как показал опыт последних прошедших войн, населению приходится во время воздушных налетов укрываться по месту жительства и работы. Для этого требуется создавать возможности для укрытия значительно большего количества городских жителей. В этих целях более рационально использовать подземное пространство городов и населенных пунктов для укрытия населения. Речь идет, как о фундаментальных сооружениях, типа метрополитенов, так и о таких сооружениях как подвалы, переходы, гаражи и т.д.
Более внимательно следует присматриваться к опыту зарубежных стран в этой облас¬ти. Например, в Швеции укрытие жителей жилых домов предполагается в специальных от¬секах первого этажа, оборудованных более прочными конструкциями. В мирное время в этих помещениях хранятся велосипеды, коляски, оборудуются вечерние клубы отдыха и т.д.
Необходимо также продолжить работы по созданию нового поколения средств инди¬видуальной защиты. Эти средства должны защищать от опасных химических, биологиче¬ских и радиоактивных веществ, иметь малые габариты и обеспечивать простоту и удобство пользования для всех категорий населения.
Особо следует остановиться на вопросах организации эвакуационных мероприятий.
Эвакуация является в настоящее время наиболее эффективным способом преодоления гуманитарных катастроф. Эвакуационные мероприятия, как правило, влекут за собой определенные социальные последствия, вызывают необходимость решения многих сложных задач, таких как жизнеобеспечение, транспортное обеспечение, учет и размещение эвакуи¬руемых лиц и т.д.
Вместе с тем, в ряде случаев эвакуация является единственным возможным способом сохранить жизнь многих тысяч людей. Эффективность мероприятий в определяющей сте¬пени зависит от того, как они подготовлены и организованы. В противном случае возникает массовое неупорядоченное перемещение людей, потоки беженцев и, как следствие, боль¬шие социальные последствия. Это наглядно показал опыт произошедших в мире за послед¬ние годы вооруженных конфликтов.
Каковы отличительные особенности эвакуации в условиях локальных вооруженных конфликтов:
многовариантный характер эвакуации населения (общая, частичная, выборочная, плановая, экстренная);
временное перемещение граждан из потенциально опасных зон промышленных объектов;
ужесточение временных параметров проведения эвакуационных мероприятий;
использование личного автотранспорта граждан в целях эвакуации;
использование дачно-кооперативного фонда для размещения населения.
Современные условия диктуют необходимость быть готовыми к различным вариан¬там проведения эвакомероприятий. При их подготовке следует учитывать те реальные изме¬нения, которые произошли в жизни государства и граждан. Мы имеем в виду увеличение количества транспорта, загородного дачно-кооперативного фонда и т.д.
Мы должны также учитывать и случаи внезапного нападения, когда будет невозмож¬но организованно осуществлять эвакомероприятия (пример - Южная Осетия). При этом мо¬гут возникать стихийные потоки беженцев. Следует и на этот случай заранее разрабатывать планы действий органов гражданской обороны.
Особое внимание необходимо уделять проблемам строительства сил гражданской обороны. Как показал опыт Южной Осетии, в ходе вооруженных конфликтов силам граж¬данской обороны приходилось решать весьма широкий спектр задач. К ним относятся:
проведение аварийных и спасательных работ в зонах разрушения;
осуществление мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
оказание медицинской помощи пострадавшим;
участие в работах по восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб;
обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов;
организации и проведение химической, биологической и других видов разведки;
оборудование и организация функционирования полевых пунктов временного размещения беженцев;
информационно-психологическое обеспечение;
обеспечение доставки, охрана и организация выдачи гуманитарной помощи.
Для выполнения всех этих задач, которые проводятся в условиях боевых действий, требуется привлечение воинских формирований гражданской обороны постоянной готовно¬сти. К этим силам выдвигаются такие требования, как:
мобильность;
высокий профессиона¬лизм;
умение выполнять задачи в условиях боевой обстановки;
соответствующая специали¬зация отдельных подразделений;
устойчивое управление действиями сил.
В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 января 2009 года № Пр-23 организована работа по созданию воинских спасательных формирований постоянной готовности МЧС России. Основной целью этой работы является создание воинских спасательных формирований в принципиально новой, мобильной, осна¬щённой современными техническими средствами структуре, способной эффективно выпол¬нять задачи в соответствии с предназначением в мирное и военное время.
Расширение спектра задач, выполняемых силами гражданской обороны, обусловлено также участием органов управления и сил гражданской обороны в международных акциях гуманитарного реагирования. Масштабы и интенсивность российских гуманитарных опера¬ций за рубежом неуклонно возрастает из-за роста количества бедствий в мире. Только в те¬чение двух последних лет была оказана гуманитарная помощь 40 государствам мира, в том числе Италии, Боливии, Сербии, Судану, Афганистану, Киргизии, Таджикистану, Пакистану, Конго, КНДР, Гвинее, Никарагуа, Зимбабве, Кубе, Непалу, Армении, Ливану и другим стра¬нам. Все это вызывает необходимость пристального внимания к международным аспектам деятельности в области гражданской обороны. С учетом опыта участия в международных спасательных операциях целесообразно и в дальнейшем совершенствовать состав и структу¬ру Российского Национального Корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Необходимо также продолжить активное сотрудничество с Международной организацией гражданской обороны (МОГО). МОГО - это единственная межправительственная ор¬ганизация в области гражданской обороны. В настоящее время, в рамках взаимодей¬ствия с этой организацией Россия успешно осуществляет проект гуманитарного разминирования в Сербии. Завершается проработка аналогичного проекта в Ливане. Открыт учебный центр МОГО в Академии гражданской защиты МЧС России. Эксперты МЧС России активно привлекают¬ся для оказания помощи другим странам при создании национальных служб гражданской обороны. Необходимо продолжить совершенствование форм и способов международного сотрудничества с тем, чтобы и в последующем наша страна была достойно представлена на мировой арене.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время реализуется Концепция развития МЧС России на период до 2020 года. В соответствии с этим документом но¬вый облик гражданской обороны должен обеспечивать:
в локальных войнах - максимальную защиту населения и критически важных объек¬тов;
в войнах с применением ядерного оружия - сокращение потерь населения и сохране¬ние экономического потенциала, необходимого для устойчивого функционирования госу¬дарства;
в условиях нетрадиционных войн - максимальное преодоление возникающих нега¬тивных факторов.
В целом современная гражданская оборона должна быть переориентирована на реше¬ние широкого спектра задач, и в первую очередь, на задачи мирного времени. Ресурсы граж¬данской обороны должны быть востребованы при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций по всем направлениям деятельности, направленной на защиту и спасение населения.
Тематика: Нет
Секретариат Совета министров обороны государств - участников СНГ
Общественный Совет при Министерстве обороны Российской Федерации
105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru