О Фонде | Научно-исследовательская деятельность | Издательская деятельность | Мероприятия | СМИ о Фонде | Контакты
1 марта 2019
28 февраля 2019
14 февраля 2019
9 февраля 2019
28 января 2019
23 марта 2019
23 марта 2019
23 марта 2019
20 марта 2019
20 марта 2019
Материалы и публикации о безопасности
Боевые системы будущего (Future Combat Systems - FCS) как основа вооружения перспективных сухопутных войск США
Плешаков Андрей Александрович

    Сухопутные войска - самый многочисленный вид вооруженных сил США, насчитывающий 480000 профессиональных военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, 565000 военнослужащих запаса Национальной гвардии и резерва сухопутных войск и 225000 гражданских служащих. Сухопутные войска Соединенных Штатов имеют наиболее совершенное оснащение по сравнению с сухопутными войсками других государств, технологически превосходя их в таких областях, как управление и связь, разведка и обеспечение эффективности стрельбы на большой дальности. По заявлениям военно–политического руководства США, Соединенные Штаты Америки располагают самыми боеспособными сухопутными войсками в мире и, стремясь сохранить и укрепить это положение, постоянно совершенствуют их структуру и состав. Вместе с тем, среди военных аналитиков превалирует мнение, что сухопутные войска не в полной мере соответствуют требованиям будущего и подлежат основательному преобразованию.

     В период до 2030 – 2035 г.г. сухопутные войска США планируется полностью преобразовать в "перспективные войска", которые во взаимодействии с другими видами вооруженных сил смогут доминировать над любым противником во всех вариантах их боевого применения. Ключевыми понятиями для начала этой реформы являются:

    стратегическая, оперативная и тактическая мобильность,

    информационное превосходство,

    повышенная автономность войсковых формирований.

    Операция "Буря в пустыне" (1990-1991г.г.) выявила дилемму структуры сухопутных войск США: быстрое реагирование на внезапно возникающие кризисные ситуации было возможно только легкими силами, которым все-таки не доставало тактической мобильности, огневой мощи и защищенности. Предназначенным для решающих наступательных действий тяжелым силам понадобилось около пяти месяцев для передислокации и приведения войск к необходимому уровню боеспособности. На этом фоне в июне 1999 года начальник штаба сухопутных войск генерал Эрик К. Шинсеки, разработал и представил проект трансформации СВ США "Армейский взгляд", предусматривающий преобразование сухопутных войск с одновременным сохранением возможности выполнения действий в рамках военно-стратегических задач. Таким образом, перед сухопутными войсками США была поставлена цель - до 2030-2035 г.г. трансформироваться в "перспективные войска", сочетающие преимущества существующих легких и тяжелых сил, обладающие всеми возможностями боевого применения на поле боя будущего и превосходящие вооруженные силы вероятного противника в стратегической, оперативной и тактической мобильности.

   Детальных представлений о структуре перспективных войск тогда еще не было, но присутствовало понимание, что боевые действия на тактическом уровне должны вести бригады и дивизии. Бригады должны быть способны к быстрой передислокации; обладать высокой тактической мобильностью и огневой мощью; использовать свое информационное превосходство, возможности по поражению целей на дальних дистанциях в увеличенных пространственных рамках современного боя. К перспективным войскам были выдвинуты следующие требования по времени реагирования на изменение оперативной обстановки: одна бригада должна находиться в полной боевой готовности через 96 часов после начала перебазирования, одна дивизия - через 120 часов и пять дивизий - через 30 дней. Чтобы это осуществить, системы вооружения, находящиеся на оснащении бригады, должны иметь массу не более 20 тонн и транспортироваться самолетами типа С-130. Эти задачи не могут быть решены на современном технологическом уровне, они требуют интенсивной научно–исследовательской работы, а также технологического прорыва в ряде ключевых областей. Для этого, за довольно непродолжительный промежуток времени должны произойти серьезные изменения. Последние 80 лет боевую мощь сухопутных войск США традиционно символизировали основные боевые танки, имеющие массу в десятки тонн и мощную броневую защиту. В 21 веке ситуация должна кардинально измениться. Необходимую боевую эффективность и живучесть на поле боя планируется обеспечить не за счет толщины брони, а путем широкого использования передовых информационных технологий. Первоначально командованием сухопутных войск планировалось к 2020 г. принять на вооружение легкую боевую машину для замены танков М-1"Абрамс".

  Однако крайне медленное развертывание оперативной группы "Hawk" в Албании в 1999 г. инициировало широкомасштабные исследования по созданию войск быстрого развертывания, в большей степени отвечающих современным угрозам. Центральной частью этого плана является программа "Боевые системы будущего (FCS)" Военных специалистов, ученых–разработчиков и подрядчиков объединила основная мысль, состоящая в том, что это будет не одна система, а "система систем", состоящая из транспортеров пехоты, безэкипажных платформ, датчиков и орудийных систем. При этом, основная масса составляющих ее образцов будет менее 20 т, что должно обеспечить возможность переброски по воздуху в пределах театра во¬енных действий, причем отсутствие мощной броневой защиты будет компенсировано информацией о противнике и его местонахождении. Подразделения, оснащенные системой FCS, будут стремиться увидеть и уничтожить противника первыми, предпочитая избегать ближних боев, нанося огневое поражение противнику за пределами прямой ви¬димости на больших дистанциях.

  Одной из наиболее проблемных задач является создание устойчивой системы управления с высокими возможностями средств связи, разведки и наблюдения, обеспечивающей легким платформам FCS господство над противником. Сухопутные войска начали закладывать основу для создания сети связи с помощью продолжающейся программы по внедрению цифровых технологий, включающей внедрение системы управления боем войск XXI века на уровне бригады и ниже. Концепция обеспечения информационного превосходства кратко может быть изложена в следующих тезисах:

  1. Увидеть первыми элементы боевых порядков противника (обнаружить, опознать, сопровождать); сформировать представление о виде войскового формирования противника и принять меры, предотвращающие обнаружение своих боевых порядков (создание помех, распространение дезинформации и т.д.)

   2. Понять первыми схему (замысел) действий противника (план маневра, направления сосредоточения основных усилий), спрогнозировать (предугадать) его дальнейшие действия и разработать комплекс ответных мероприятий.

   3. Действовать первыми: путем принятия первыми решения на бой, ведения упреждающего огня, дистанционной постановки минно–взрывных заграждений и т.д.

   4. Решительно завершить поражение противника, лишив его способности вести эффективные боевые действия, ограничив свободу маневра и выбора решения, развивая успех без тактических пауз. То, что Сухопутные войска и управление перспективного планирования министерства обороны США (DARPA) в качестве своего главного приоритета на ближайшее десятилетие рассматривают разработку и принятие на вооружение FCS, свидетельствует уровень финансирования программы, достигший 70% от бюджетных расходов на исследования, разработки и закупки в интересах сухопутных войск. Характерно, что для сохранения FCS в плане НИОКР за последние 3 года были свернуты работы более чем по 27 военным программам. Основной чертой, отличающей FCS от всех предыдущих программ по боевым машинам, является то, что она замышлялась и проектировалась как "система систем", действующая в сети. По сути, это разработка бронированных машин по системной концепции в качестве полной и самодостаточной боевой системы.

  В настоящий момент оценить полную стоимость FCS проблематично, но очевидно, что она будет достаточно дорогой, поскольку даже у таких стран как Германия, Франция и Великобритания отсутствуют финансовые возможности для того, чтобы хотя бы приступить к аналогичной разработке. Прогнозируемые затраты на разработку и производство FCS в различных источниках оцениваются от 40 до 60 млрд. долларов США. Уже в сентябре 2002 г. фирмой United Defense LP (UDLP) были представлены две платформы для создания на их базе комплекта управляемых экипажами наземных машин в рамках FCS (рис.1). Первая платформа FCS-Т – гусеничный вариант массой 16 тонн, имеет гибридную силовую установку с тремя рабочими режимами: гибридный (смешанный), только от двигателя и только от аккумуляторных батарей. В последнем (маскировочном/бесшумном) режиме FCS-Т может перемещаться на расстояние до 4 км при обеспечении мощности 167 кВт (при U=600W) блоком литиевых аккумуляторов. Этот блок используется для обеспечения длительного (до 6 часов) бесшумного наблюдения с использованием бортового комплекса электронных приборов обнаружения. Основным двигателем на образце является дизельная силовая установка (APU) мощностью 400 л.с., обеспечивающая максимальную скорость движения по шоссе до 90 км/ч и до 64 км/ч по пересеченной местности. Ускорение при наборе скорости от 0 до 48 км/ч осуществляется за 7 секунд. Система гидропневматической подвески позволяет регулировать наклон и высоту машины для изменения ее профиля и уменьшения огневого воздействия. Вторая платформа FCS-W – колесный вариант с формулой 8х8, на котором применен комплект титановой и композитной брони, обеспечивающий защиту от 14,5 мм патронов со всех направлений и от 30-мм снарядов в лобовую проекцию. В машине размещаются водитель и пехотное отделение из 10 человек. FCS-W также имеет гибридную силовую установку, в качестве основного двигателя применена газотурбинная СУ "131-9" мощностью 400 л.с. Максимальная скорость по шоссе составляет 120 км/ч, а по пересеченной местности – 67 км/ч. Гибридная силовая установка обеспечивает удельную мощность 31 л.с./т при кратковременном режиме и 22 л.с./т постоянно. Максимальный запас хода может составить около 640 км и возрасти до 1200 км при оснащении машины съемными топливными баками. FCS-W оснащена системой визуального отображения результатов наблюдения, включающей 5 видеокамер, обеспечивающих передний сектор обзора 225о и три камеры, охватывающие задний сектор 135о. Видеоизображение от всех восьми камер объединяется бортовой ЭВМ в сплошное панорамное изображение местности и передается наблюдателям через монокулярные телевизионные дисплеи, установленные на шлемофонах. Рис. 1. Опытные образцы машин FCS-T и FCS-W фирмы UDLP Фирма General Dynamics Land Systems (GDLS) представила свой прототип машины FCS (рис.2). В своей основе он имеет машину с приводом на восемь колес AHED (гибридный электрический привод), клиренс которой регулируется гибридным электрическим приводом. Она способна развивать скорость до 65 миль/ч, а ее 8 колес могут быть сняты и заменены резиновой гусеницей для улучшения проходимости. Рис. 2 Демонстрационный макет (прототип) машины FCS фирмы GDLS.

   Характеризуя состояние и перспективы разработки и производства FCS, следует выделить 5 основных этапов программы с планируемыми сроками их реализации.

    1. Разработка системы FCS "Блок 1" март 2005 г.

    2. Принятие решения о производстве FCS июль 2006 г.

    3. Первые поставки в войска для предварительных испытаний июнь 2007 г.

    4. Полное оснащение первого подразделения (бригады) июнь 2008 г.

   5. Начальная боевая готовность бригады (IOC) сентябрь 2010 г.

   По предварительным оценкам в состав бригады, оснащенной системами FCS, будет входить до 3000 солдат, около 1000 боевых машин и более 200 робототехнических платформ. Вместе с тем, если командование сухопутных войск сочтет уровень разработки всех необходимых технологий недостаточным, то уже в 2004 г. может быть принято решение о замедлении графика выполнения программы в зависимости от показателей готовности технологий. Во втором квартале 2003 г. сухопутные войска заключили контракт с группой Boeing-SAIC на создание 15 машин для FCS, а именно (рис.3): - 8 управляемых экипажами наземных машин (машина пополнения боеприпасами; транспортер для запуска БПЛА; машина для ведения стрельбы непрямой наводкой; разведывательная машина; многоцелевой бронетранспортер; машина для ведения стрельбы как непрямой, так и прямой наводкой; минометный транспортер; машина с системой NetFires); - 4 беспилотных летательных аппарата; - 3 наземных робота, включая 6-ти тонную безэкипажную разведывательную машину, предназначенную для замены всех управляемых экипажами разведывательных машин.

 

  Дулепа В.В., Плешаков А.А.

Депонировано в ЦСИФ МО СРДР, серия Б, выпуск 71, 2005 г.инв. В 5998

105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru