О Фонде | Научно-исследовательская деятельность | Издательская деятельность | Мероприятия | СМИ о Фонде | Контакты
28 декабря 2018
18 декабря 2018
15 декабря 2018
19 ноября 2018
12 ноября 2018
14 января 2019
14 января 2019
11 января 2019
11 января 2019
11 января 2019
Материалы и публикации о безопасности
Боевые системы будущего (Future Combat Systems - FCS) как основа вооружения перспективных сухопутных войск США
Плешаков Андрей Александрович

    Сухопутные войска - самый многочисленный вид вооруженных сил США, насчитывающий 480000 профессиональных военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, 565000 военнослужащих запаса Национальной гвардии и резерва сухопутных войск и 225000 гражданских служащих. Сухопутные войска Соединенных Штатов имеют наиболее совершенное оснащение по сравнению с сухопутными войсками других государств, технологически превосходя их в таких областях, как управление и связь, разведка и обеспечение эффективности стрельбы на большой дальности. По заявлениям военно–политического руководства США, Соединенные Штаты Америки располагают самыми боеспособными сухопутными войсками в мире и, стремясь сохранить и укрепить это положение, постоянно совершенствуют их структуру и состав. Вместе с тем, среди военных аналитиков превалирует мнение, что сухопутные войска не в полной мере соответствуют требованиям будущего и подлежат основательному преобразованию.

     В период до 2030 – 2035 г.г. сухопутные войска США планируется полностью преобразовать в "перспективные войска", которые во взаимодействии с другими видами вооруженных сил смогут доминировать над любым противником во всех вариантах их боевого применения. Ключевыми понятиями для начала этой реформы являются:

    стратегическая, оперативная и тактическая мобильность,

    информационное превосходство,

    повышенная автономность войсковых формирований.

    Операция "Буря в пустыне" (1990-1991г.г.) выявила дилемму структуры сухопутных войск США: быстрое реагирование на внезапно возникающие кризисные ситуации было возможно только легкими силами, которым все-таки не доставало тактической мобильности, огневой мощи и защищенности. Предназначенным для решающих наступательных действий тяжелым силам понадобилось около пяти месяцев для передислокации и приведения войск к необходимому уровню боеспособности. На этом фоне в июне 1999 года начальник штаба сухопутных войск генерал Эрик К. Шинсеки, разработал и представил проект трансформации СВ США "Армейский взгляд", предусматривающий преобразование сухопутных войск с одновременным сохранением возможности выполнения действий в рамках военно-стратегических задач. Таким образом, перед сухопутными войсками США была поставлена цель - до 2030-2035 г.г. трансформироваться в "перспективные войска", сочетающие преимущества существующих легких и тяжелых сил, обладающие всеми возможностями боевого применения на поле боя будущего и превосходящие вооруженные силы вероятного противника в стратегической, оперативной и тактической мобильности.

   Детальных представлений о структуре перспективных войск тогда еще не было, но присутствовало понимание, что боевые действия на тактическом уровне должны вести бригады и дивизии. Бригады должны быть способны к быстрой передислокации; обладать высокой тактической мобильностью и огневой мощью; использовать свое информационное превосходство, возможности по поражению целей на дальних дистанциях в увеличенных пространственных рамках современного боя. К перспективным войскам были выдвинуты следующие требования по времени реагирования на изменение оперативной обстановки: одна бригада должна находиться в полной боевой готовности через 96 часов после начала перебазирования, одна дивизия - через 120 часов и пять дивизий - через 30 дней. Чтобы это осуществить, системы вооружения, находящиеся на оснащении бригады, должны иметь массу не более 20 тонн и транспортироваться самолетами типа С-130. Эти задачи не могут быть решены на современном технологическом уровне, они требуют интенсивной научно–исследовательской работы, а также технологического прорыва в ряде ключевых областей. Для этого, за довольно непродолжительный промежуток времени должны произойти серьезные изменения. Последние 80 лет боевую мощь сухопутных войск США традиционно символизировали основные боевые танки, имеющие массу в десятки тонн и мощную броневую защиту. В 21 веке ситуация должна кардинально измениться. Необходимую боевую эффективность и живучесть на поле боя планируется обеспечить не за счет толщины брони, а путем широкого использования передовых информационных технологий. Первоначально командованием сухопутных войск планировалось к 2020 г. принять на вооружение легкую боевую машину для замены танков М-1"Абрамс".

  Однако крайне медленное развертывание оперативной группы "Hawk" в Албании в 1999 г. инициировало широкомасштабные исследования по созданию войск быстрого развертывания, в большей степени отвечающих современным угрозам. Центральной частью этого плана является программа "Боевые системы будущего (FCS)" Военных специалистов, ученых–разработчиков и подрядчиков объединила основная мысль, состоящая в том, что это будет не одна система, а "система систем", состоящая из транспортеров пехоты, безэкипажных платформ, датчиков и орудийных систем. При этом, основная масса составляющих ее образцов будет менее 20 т, что должно обеспечить возможность переброски по воздуху в пределах театра во¬енных действий, причем отсутствие мощной броневой защиты будет компенсировано информацией о противнике и его местонахождении. Подразделения, оснащенные системой FCS, будут стремиться увидеть и уничтожить противника первыми, предпочитая избегать ближних боев, нанося огневое поражение противнику за пределами прямой ви¬димости на больших дистанциях.

  Одной из наиболее проблемных задач является создание устойчивой системы управления с высокими возможностями средств связи, разведки и наблюдения, обеспечивающей легким платформам FCS господство над противником. Сухопутные войска начали закладывать основу для создания сети связи с помощью продолжающейся программы по внедрению цифровых технологий, включающей внедрение системы управления боем войск XXI века на уровне бригады и ниже. Концепция обеспечения информационного превосходства кратко может быть изложена в следующих тезисах:

  1. Увидеть первыми элементы боевых порядков противника (обнаружить, опознать, сопровождать); сформировать представление о виде войскового формирования противника и принять меры, предотвращающие обнаружение своих боевых порядков (создание помех, распространение дезинформации и т.д.)

   2. Понять первыми схему (замысел) действий противника (план маневра, направления сосредоточения основных усилий), спрогнозировать (предугадать) его дальнейшие действия и разработать комплекс ответных мероприятий.

   3. Действовать первыми: путем принятия первыми решения на бой, ведения упреждающего огня, дистанционной постановки минно–взрывных заграждений и т.д.

   4. Решительно завершить поражение противника, лишив его способности вести эффективные боевые действия, ограничив свободу маневра и выбора решения, развивая успех без тактических пауз. То, что Сухопутные войска и управление перспективного планирования министерства обороны США (DARPA) в качестве своего главного приоритета на ближайшее десятилетие рассматривают разработку и принятие на вооружение FCS, свидетельствует уровень финансирования программы, достигший 70% от бюджетных расходов на исследования, разработки и закупки в интересах сухопутных войск. Характерно, что для сохранения FCS в плане НИОКР за последние 3 года были свернуты работы более чем по 27 военным программам. Основной чертой, отличающей FCS от всех предыдущих программ по боевым машинам, является то, что она замышлялась и проектировалась как "система систем", действующая в сети. По сути, это разработка бронированных машин по системной концепции в качестве полной и самодостаточной боевой системы.

  В настоящий момент оценить полную стоимость FCS проблематично, но очевидно, что она будет достаточно дорогой, поскольку даже у таких стран как Германия, Франция и Великобритания отсутствуют финансовые возможности для того, чтобы хотя бы приступить к аналогичной разработке. Прогнозируемые затраты на разработку и производство FCS в различных источниках оцениваются от 40 до 60 млрд. долларов США. Уже в сентябре 2002 г. фирмой United Defense LP (UDLP) были представлены две платформы для создания на их базе комплекта управляемых экипажами наземных машин в рамках FCS (рис.1). Первая платформа FCS-Т – гусеничный вариант массой 16 тонн, имеет гибридную силовую установку с тремя рабочими режимами: гибридный (смешанный), только от двигателя и только от аккумуляторных батарей. В последнем (маскировочном/бесшумном) режиме FCS-Т может перемещаться на расстояние до 4 км при обеспечении мощности 167 кВт (при U=600W) блоком литиевых аккумуляторов. Этот блок используется для обеспечения длительного (до 6 часов) бесшумного наблюдения с использованием бортового комплекса электронных приборов обнаружения. Основным двигателем на образце является дизельная силовая установка (APU) мощностью 400 л.с., обеспечивающая максимальную скорость движения по шоссе до 90 км/ч и до 64 км/ч по пересеченной местности. Ускорение при наборе скорости от 0 до 48 км/ч осуществляется за 7 секунд. Система гидропневматической подвески позволяет регулировать наклон и высоту машины для изменения ее профиля и уменьшения огневого воздействия. Вторая платформа FCS-W – колесный вариант с формулой 8х8, на котором применен комплект титановой и композитной брони, обеспечивающий защиту от 14,5 мм патронов со всех направлений и от 30-мм снарядов в лобовую проекцию. В машине размещаются водитель и пехотное отделение из 10 человек. FCS-W также имеет гибридную силовую установку, в качестве основного двигателя применена газотурбинная СУ "131-9" мощностью 400 л.с. Максимальная скорость по шоссе составляет 120 км/ч, а по пересеченной местности – 67 км/ч. Гибридная силовая установка обеспечивает удельную мощность 31 л.с./т при кратковременном режиме и 22 л.с./т постоянно. Максимальный запас хода может составить около 640 км и возрасти до 1200 км при оснащении машины съемными топливными баками. FCS-W оснащена системой визуального отображения результатов наблюдения, включающей 5 видеокамер, обеспечивающих передний сектор обзора 225о и три камеры, охватывающие задний сектор 135о. Видеоизображение от всех восьми камер объединяется бортовой ЭВМ в сплошное панорамное изображение местности и передается наблюдателям через монокулярные телевизионные дисплеи, установленные на шлемофонах. Рис. 1. Опытные образцы машин FCS-T и FCS-W фирмы UDLP Фирма General Dynamics Land Systems (GDLS) представила свой прототип машины FCS (рис.2). В своей основе он имеет машину с приводом на восемь колес AHED (гибридный электрический привод), клиренс которой регулируется гибридным электрическим приводом. Она способна развивать скорость до 65 миль/ч, а ее 8 колес могут быть сняты и заменены резиновой гусеницей для улучшения проходимости. Рис. 2 Демонстрационный макет (прототип) машины FCS фирмы GDLS.

   Характеризуя состояние и перспективы разработки и производства FCS, следует выделить 5 основных этапов программы с планируемыми сроками их реализации.

    1. Разработка системы FCS "Блок 1" март 2005 г.

    2. Принятие решения о производстве FCS июль 2006 г.

    3. Первые поставки в войска для предварительных испытаний июнь 2007 г.

    4. Полное оснащение первого подразделения (бригады) июнь 2008 г.

   5. Начальная боевая готовность бригады (IOC) сентябрь 2010 г.

   По предварительным оценкам в состав бригады, оснащенной системами FCS, будет входить до 3000 солдат, около 1000 боевых машин и более 200 робототехнических платформ. Вместе с тем, если командование сухопутных войск сочтет уровень разработки всех необходимых технологий недостаточным, то уже в 2004 г. может быть принято решение о замедлении графика выполнения программы в зависимости от показателей готовности технологий. Во втором квартале 2003 г. сухопутные войска заключили контракт с группой Boeing-SAIC на создание 15 машин для FCS, а именно (рис.3): - 8 управляемых экипажами наземных машин (машина пополнения боеприпасами; транспортер для запуска БПЛА; машина для ведения стрельбы непрямой наводкой; разведывательная машина; многоцелевой бронетранспортер; машина для ведения стрельбы как непрямой, так и прямой наводкой; минометный транспортер; машина с системой NetFires); - 4 беспилотных летательных аппарата; - 3 наземных робота, включая 6-ти тонную безэкипажную разведывательную машину, предназначенную для замены всех управляемых экипажами разведывательных машин.

 

  Дулепа В.В., Плешаков А.А.

Депонировано в ЦСИФ МО СРДР, серия Б, выпуск 71, 2005 г.инв. В 5998

105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru